Акты направлены на совершенствование механизма комплексного развития территории (КРТ), технического регулирования в строительстве и движение вперед эффективности управления капитальными вложениями. Федеральные законы «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты РФ» были осмотрены на 558-м заседании верхней палаты российского парламента при участии статс-секретаря – заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Юрия Муценека, заместителей Министра строительства и ЖКХ РФ Сергея Музыченко и Юрия Гордеева.
Один из законов направлен на донастройку механизма КРТ и вводит новую категорию лиц, которые вправе осуществлять КРТ – это операторы КРТ. Кроме того, уточняется ряд положений, определяющих порядок подготовки документации по планировке территории в целях ее комплексного развития, а также уменьшающих инвестиционно-строительный цикл проектов в масштабах КРТ.
«Благодаря активному взаимодействию Государственной Думы, Совета Федерации и Минстроя был разработан и одобрен закон, который закрепляет статус операторов КРТ, а также наделяет их полномочиями по выполнению всех этапов реализации решений о КРТ. Кроме того, закон предоставляет лицам, осуществляющим КРТ, право начинать подготовку проектной документации параллельно с осуществлением изъятия объектов недвижимости, что уменьшает инвестиционно-строительный цикл как минимум на 1 год. Для этого также предусматривается возможность выдачи ГПЗУ на подлежащий образованию земельный участок. Закрепляется полномочие Правительства РФ определить случаи, при которых будет возможно проведение торгов на право заключения единовременно нескольких контрактов о КРТ, что позволит объединить территории с разным уровнем доходности в один экономически сбалансированный проект. Важно сделать запись, что законом предусматривается необходимость размещения всех документов, которые образуются при осуществлении КРТ, в региональных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, а также совершенствуются особенности осуществления КРТ, установленные для АО «ДОМ.РФ», - отметил Юрий Муценек.
Законом о внесении изменений в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений предусмотрен переход от проектирования «по инструкции» и чёткого следования всем национальным стандартам и сводам правил к независимому выбору обоснования принимаемых технических решений. Теперь их можно доказывать за счет стандартов организаций и документов по стандартизации зарубежных государств. Также сохранено право доказывать проектные решения за счет расчетов, испытаний, моделирования, оценки рисков. Это повысит роль и ответственность проектировщиков, а также позволит прытче и проще внедрять и применять инновационные материалы, неординарные решения, адаптивные технологии и передовой мировой опыт в области строительства.
Следующий с помпой аспект федерального закона – это развитие цифрового реестра, в каком будут консолидированы все требования, предъявляемые к объекту капитального строительства на всех этапах его срока жизни. Это своды правил и нацстандарты в области строительства, противопожарные нормативы, СанПиНы, радиационные нормы и те. Документом предусмотрено создание механизма выявления и устранения противоречий между ними. Также законодательно ограничивается возможность лицензирующих органов и экспертных организаций требовать исполнения того, чего не было в этом реестре на день начала проектирования.
«Одобренный закон – это результат совместной работы Минстроя России, депутатов, сенаторов и представителей профессионального общества. Нами проделан, не побоюсь этого слова, колоссальный труд по реформированию системы технического регулирования в строительстве. Напомню, что с момента принятия Технического регламента прошло практически 15 лет и он ни разу не подвергался каким-либо изменениям. Акт позволит сформировать прозрачную систему подготовки проектной документации и нормативного регулирования строительной сферы в целом. Также он будет правовой основой для перехода к более эффективному с инженерной точки зрения параметрическому методу нормирования. Отдельно подчеркну, что изменения никак не повлияют на уровень безопасности объектов и доступности их среды для всех людей с инвалидностью и маломобильных групп населения», - пояснил Сергей Музыченко.
Изменения в Бюджетный кодекс РФ направлены на упрощение и ускорение принятия решений при управлении капитальными вложениями из федерального бюджета, а также включает нормы по ряду иных направлений.
«Закон предусматривает значительные изменения в нормативно-правовой базе, нужные для планирования инвестиционных расходов федерального бюджета и сокращения строительно-инвестиционного цикла. Так, исключаются положения о формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, вместо которой будет введен реестр объектов капитального строительства и недвижимого имущества. Это позволит подрезать крылья избыточные согласования и дублирование данных в едином правовом акте Правительства РФ и федеральной инвестпрограмме», - отметил Юрий Гордеев.
Согласно закону, Правительство наделяется полномочием по установлению порядка ведения реестра объектов капвложений, содержащего более детальную информацию о них, в том числе с возможностью внесения в него изменений в течение нынешнего года без изменения перечня объектов.
Помимо этого, предусматривается, что наличие объекта в реестре в системе «Электронный бюджет» будет являться основанием для доведения бюджетных ассигнований и заключения госконтракта или соглашения (договора) с застройщиком. Таким образом, это позволит прытче доводить деньги до строительных организаций. Уже строящиеся объекты будут располагаться в реестре до их завершения. Новые объекты будут включаться после утверждения Штабом Правительственной комиссией по региональному развитию.
Планируется, что изменения начнут действовать с 1 января 2024 года с установлением переходного периода применения утвержденной ФАИП до издания порядков ведения реестра объектов капитального строительства и формирования кода объектов.
Основная задача данного закона – завершение перехода от формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) к комплексной госпрограмме «Строительство».
Кроме того, на пленарном заседании был одобрен федеральный закон, который с 1 сентября 2024 г. ужесточает лицензионные требования к управляющей организации (УО) путем создания дополнительных условий, препятствующих деятельности недобросовестных УО по управлению многоквартирными домами.
После одобрения Советом Федерации законы направлены Президенту России для подписания и последующего официального опубликования.