На российском строительном рынке чувствуется дефицит поставщиков, констатирует портал «Ради Дома PRO», ссылаясь на результаты проведённого им опроса участников рынка. Наиболее остро застройщики нуждаются сегодня в эффективных генподрядчиках, однако не совсем хватает и субподрядных организаций.
Основная причина, ровно по знатоков, заключается в падении спроса на строительные работы и, как следствие, их стоимости. На выходе поставщики массово терпят банкротство. По достоверным сведениям Рейтингового агентства строительного комплекса, за первое полугодие 2016 года финансово несостоятельными было признано 1 608 стройкомпаний.
«На этом рынке все живо меняется: большая часть тех поставщиков, которые раньше существовали, и их было много, — они либо уже закрылись, либо стали банкротами, — доказывает генеральный директор RD Construction Илья Байбус. — И эта тенденция продолжится, я размышляю, в 2017 году».
Большую долю рынка подрядных организаций разделяют друг от друга крупные игроки, имеющие серьезную техническую и финансовую базу, а также поддержку инвесторов и банков. Доля малых компаний, по оценке начальника по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павла Брызгалова, составляет не более 30%. Отдельную нишу, особенно на столичном рынке, занимают зарубежные компании: финские, сербские, немецкие и, разумеется, турецкие. Последние, несмотря на звучные заявления властей, из страны по сути так и не ушли и, ровно по знатока, остаются основным конкурентом российских генподрядных организаций.
Впрочем, для многих отечественных игроков вопрос конкуренции с иноземцами даже не стоит — нет шансов. Крупнейшие турецкие и европейские поставщики — Ant Yapi, NСС, Renaissance Construction, «ЮИТ», «Лемминкяйкен» — имеют доступ к западным финансовым рынкам, что позволяет им брать кредиты под оборотные фонды (которые исчисляются миллиардами евро) по ставке 1,5-2% годовых.
Финансовая стабильность, впрочем, не единственное, что выгодно отличает зарубежных поставщиков. «У этих компаний совсем другой подход к строительству. Они, подписав контракт, никогда не начинают сразу что-то копать, как это делают в российских компаниях. Они четко распределяют задачи и ставят для самого себя график выполнения. И самое главное, практически его не нарушают», — отмечает Илья Байбус.
Если так, чтобы выжить, отечественным игрокам нужно серьезно задуматься над собственной системой управления и списком услуг, предлагаемых заказчику, считает эксперт. А тогда, возможно, на рынке появится новый тип российского генподрядчика, умеющий удачно работать в трудных условиях экономики.