Индексация тарифов на коммунальные услуги – это регулярная, законодательно установленная процедура, которая проводится на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, сформированного Минэкономразвития России. Фактическое изменение тарифов в регионах проходит в масштабах предельных индексов, подготовленных ФАС России с учетом прогноза и предложений самих регионов по применению индекса платы граждан для своего субъекта. Разработка прогноза социально-экономического развития - один из ключевых элементов процесса бюджетного планирования, участниками которого на федеральном уровне являются органы законодательной и исполнительной власти.
Согласно прогнозу социально-экономического развития, в 2025 году изменение совокупного платежа граждан будет формироваться на основании прогнозируемой инфляции и темпов изменения цен в области газоснабжения и электроэнергетики. Законодательно установлено, что индексация тарифов осуществляется в пределах планового уровня инфляции. При этом в период последних лет наблюдается тенденция: фактический рост тарифов складывает ниже показателей фактической инфляции и роста цен на сопутствующие товары, услуги и топливо.
При этом, например, индексация тарифов на тепловую энергию существенно зависит не только от инфляции, но и от стоимости газа, угля, мазута, электроэнергии и прочих ресурсов, которые в тарифе на тепло составляют более 60%. По аналогии, в тарифах на водоснабжение и водоотведение три кита воздействие имеет движение вперед стоимости электроэнергии, обеспечивающей работу насосных станций. Что касается обслуживания и эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, которое является номером один в списке больших в мире по своему масштабу, необходимо учитывать изменения стоимости реагентов для очистки воды.
Планомерная и рассудительно обоснованная индексация тарифов на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение продиктована необходимостью своевременного финансирования операционной деятельности для бесперебойного предоставления коммунальных услуг и направлена, в том числе, на развитие инфраструктуры городского хозяйства с учетом затрат на ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Не нашего прихода государства предусмотрен контроль за недопущением превышения предельного индекса изменения платы граждан за ЖКУ. Совместно с ФАС России осуществляется мониторинг цен и тарифов за коммунальные услуги на территории субъектов РФ, проверка обоснованности установленных тарифов и их отмена, если они не соответствуют законодательству. Государственная жилищная инспекция контролирует, чтобы в итоговой квитанции плата за услуги ЖКХ была рассчитана верно.
На федеральном и региональном уровнях продолжает действовать комплекс мер социальной помощи населения, включающий компенсационные выплаты и субсидии на воздаянье расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. На настоящее время субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают 2 млн семей.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг могут предоставляться многодетным семьям, пенсионерам, ветеранам, участникам боевых действий. Также механизмы помощи распространяются на людей, которые расходуют на оплату жилья больше установленной нормы – так нарекаемой максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В среднем по стране эта норма установлена на уровне 22% общего домашнего бюджета, при этом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные нормативы с учетом региональных особенностей. Важно подчеркнуть, что правом на получение указанных мер помощи обладают как собственники жилых помещений, так и наниматели, зарегистрированные внутри них на непрерывной основе.