Расширенное заседание президиума Государственного совета России пройдет 15 апреля в Доброграде Владимирской области. Накануне Госсовета брали интервью у Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина.
Профильный для Минстроя России национальный проект «Жилье и городская среда» кончается. Каковы его итоги?
Национальный проект «Жилье и городская среда» вошел в топ-3 самых востребованных среди жителей, стал важным этапом развития строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Говоря о конкретных результатах, стоит, прежде всего, выделить масштабы строительства жилья во всех регионах России. С 2019 года в стране введено 580 млн кв. м жилья. Улучшены условия проживания для 23,7 млн семей. По конечным итогам 2024 года введено 107,8 млн кв. м, в новые квартиры переехали порядка 4,2 млн семей.
Иным важным показателем улучшения жилищных условий россиян является реализация и досрочное завершение в 80 регионах федерального проекта по расселению аварийного жилищного фонда. Только за минувший год из аварийных домов общей площадью 2,54 млн кв. м было переселено 147,3 тыс. человек, а с 2019 года из 14,02 млн кв. м аварийного жилья переселено 829,2 тыс. граждан России. Таким образом, на входах реализации федпроекта в новые уютные и безопасные дома переехало на 211 тыс. человек больше запланированного. Показатели расселения аварийных площадей в регионах превышены на более чем 3 млн кв. м.
Жилищно-коммунальное хозяйство нашего государства является номером один в списке больших в мире по своему масштабу. Строительству, реконструкции и обновлению коммунальных объектов уделяется основное внимание. Так, в 2024 году в масштабах реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры качество коммунальных услуг улучшено для более чем 4 млн россиян во всех регионах страны. Этого удалось достичь благодаря завершению строительно-монтажных работ в масштабах 704 мероприятий, которые проводились на 11 объектах производственного значения и на более чем 3 тыс. км коммунальных сетей.
Также важно, чтобы люди в России были обеспечены качественной водой из систем центрального водоснабжения. На этот предмет профессионалами стройкомплекса был реализован федеральный проект «Чистая вода». За время его действия в 83 регионах построено 1 474 объекта водоснабжения и водоподготовки. В их числе: водозаборы, станции очистки воды, трубопроводы и смотровые колодцы. Таким образом, доля обитателей России, обеспеченных качественной водой из систем централизованного водоснабжения, достигла 89,2%, а для небольших городов данный показатель превысил 95,4%.
Важным блоком мероприятия сосредоточенные на преображенью городов и населенных пунктов России всегда был федеральный проект «Формирование уютной городской среды». В 2024 году, в том числе благодаря активному участию граждан России, преобразились, стали комфортабельнее и уютнее 7 184 общественных территорий и дворов суммарной площадью свыше 50 га. Всего по нацпроекту благоустроено 73 тыс. объектов, в их числе 32 тыс. общественных пространств и 41 тыс. дворовых территорий.
С 2021 года в масштабах проведения Всероссийского голосования за объекты благоустройства мы фиксируем положительную динамику числа граждан, которым но далеко не все одинаково, где они лично будут жить и развиваться, а также какое культурное и архитектурное наследие будет оставлено их детям и дальнейшим поколениям. В 2024 году в онлайн-голосовании принимали участие порядка 17,2 млн человек, что почти вдвое больше, чем в момент старта - 9,7 млн.
Кроме того, формируя индекс качества городской среды для 1 116 населенных пунктов, мы наблюдаем, что он со 163 баллов уже возрос до 220. Это свидетельствует об увеличении количества «зеленых» зон, внедрении инновационных решений при реализации проектов благоустройства, а также повышении качества и доступности среды для маломобильных групп граждан.
Обновление инженерной, коммунальной, социальной, транспортной и туристской инфраструктур по всей стране обеспечивалось в том числе и в масштабах реализации механизмов «Инфраструктурного меню». С подачи инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) за прошедшие три года введено 490 объектов и закуплено 2 135 единиц транспорта, а с применением СКК завершено 144 мероприятия, поставлено 5 957 автобусов в 73 регионах.
Необходимо также помнить, что реализация федеральных проектов и региональных программ бы была невозможной без регулярной, обыдённой мероприятия сосредоточенные на актуализации, совершенствованию и обновлению нормативной правовой базы. По конечным итогам активной законотворческой и нормативно-правовой работы в 2024 году в области строительства и ЖКХ было принято 188 актов, в том числе 24 федеральных закона, 92 правительственных акта и 72 указа Минстроя России. В отношении нормативно-технического регулирования строительной отрасли в течение года было разработано и утверждено 159 документов, среди которых 86 сводов правил, а также в узком взаимодействии с научным обществом проведено 95 прикладных научных исследований.
Эти все результаты стали возможны благодаря вниманию президента России к развитию строительной отрасли и сферы ЖКХ и эффективному взаимодействию правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, регионов и отраслевого общества.
Как сегодня развиваются территории Крыма и Севастополя?
В 2025 году мы отметили 11-летие с момента возвращения Крыма в состав нашей большой страны. В части социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя благодаря профильной госпрограмме в 2024 году, реализовано 25 проектов социальной инфраструктуры, в том числе строительство газопроводов, сетей водоснабжения, автодорог, возведение и реконструкция образовательных учреждений, а также благоустройство общественных пространств. Кроме того, прирост автомобильных дорог общего пользования, приведенных в нормативное состояние, составил 1 240 км.
Развитие Крымского полуострова не остается незамеченным для россиян, которые для отдыха ежегодно избирают отечественные южные курорты. Так, за за последний месяц количество туристов, посетивших Крым и Севастополь, составило 6,3 млн человек, а с 2020 года данный показатель достиг 28,7 млн - это на 1,1 млн обитателей России больше, чем было заложено в плане социально-экономического развития республики.
Также активно длится работа по интеграции новых регионов в социально-экономическое пространство страны. Особое внимание регионов-шефов и корпораций в этих регионах уделяется масштабному возрожденью инфраструктуры. Только в 2024 году на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей реализовано 528 объектов энергоснабжения, 261 школа, 163 детских сада, 71 медицинское учреждение, 1 655 многоквартирных домов и 346 объектов теплоснабжения.
В Донецкой и Луганской Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях запущена льготная ипотечная программа по ставке 2%. Для развития экономики регионов и организации новых рабочих мест действует вольная экономическая зона. Она позволила улучшить инвестиционный климат, благодаря чему объем заявленных инвестиций по реализуемым проектам составляет порядка 239 млрд руб. Об эффективности принимаемых мер в новых регионах свидетельствует и рост собственных заработков в 2024 году в два с лишним раза к уровню 2023 года, который составил 162,7 млрд руб.
В части развития транспортной инфраструктуры в новых регионах запланировано строительство четырехполосного автодорожного кольца вокруг Азовского моря, расширение Мариупольского и Бердянского портов и инфраструктуры железнодорожного транспорта, способствующее увеличению объема транспортировки грузов, а также восстановленье аэропортов в Донецке, Луганске и Мариуполе. В наше время ведется работа по модернизации автомобильных пунктов пропуска с перспективой увеличения их пропускной способности.
Кроме того, пред Минстроем России стоит задача не только восстановить разрушенные социальные объекты, но также модернизировать их работу. На этот предмет активно развиваются системы здравоохранения и образования. На территориях воссоединенных регионов в наше время функционирует 1 399 школ, 1 132 детских сада, 160 учреждений среднего профессионального образования и 4 педагогических вуза. Таким образом, увеличивается доля граждан, для которых становится более доступной качественная медицинская помощь и повышаются возможности получения благородного уровня образования.
А какие планы по обновлению и модернизации коммунальной инфраструктуры по всей России?
Я уже упомянул ранее о масштабе сетей и коммунальных объектов на территории России. Для сравнения: протяженность только водопроводно-канализационного хозяйства составляет свыше 776 тыс. км, что приблизительно в два с лишним раза превышает расстоянье от Земли до Луны. С течением времени эта вся инфраструктура ветшает и нуждается уже не в локальных, ну а в масштабных изменениях, обновлении и модернизации. На этот предмет в составе национального проекта «Инфраструктура для жизни» предусмотрен федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», в масштабах которого запланированы комплексные изменения сферы ЖКХ.
Интеграция превосходнейших механизмов и приборов предполагает строительство и реконструкцию 2 тыс. объектов водоснабжения и водоподготовки, ежегодное обновление 2,5% инженерных сетей и коммуникаций в регионах России, возведение и реконструкцию очистных сооружений на крупных реках страны, модернизацию производственных зданий, систем теплоснабжения и генерации энергии. Все это позволит к 2030 году улучшить качество предоставления коммунальных услуг как минимум для 20 млн обитателей России. На настоящее время субъектами России уже сформировано более 42 тыс. мероприятий, которые требуют разработки соответствующих проектов, закупки специализированного оборудования, привлечения большого количества высококвалифицированных профессионалов, инженеров, технологов.
На реализацию программы планируется направить 4,5 трлн руб. из разных очагов, среди которых прямое федеральное финансирование, возвратные средства от реализации механизма «Инфраструктурное меню», а также региональные и внебюджетные инвестиции.
Удалось ли снизить количество аварийных ситуаций на объектах ЖКХ?
Комплексная подготовка объектов жизнеобеспечения к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) традиционно начинается задолго до его начала.
В рамках еженедельных совещаний штабов по ОЗП, которые проводились в период года, были учтены и досконально с каждым регионом осмотрены ситуации, возникшие на объектах коммунального хозяйства. По конечным результатам этой работы нами усилен контроль по отношению получения ресурсоснабжающими организациями паспортов готовности к отопительному сезону, проверки технического состояния объектов коммунального хозяйства и наличия достаточных запасов материально-технического обеспечения. Кроме того, совместно с Минэнерго и МЧС России до каждого региона доведена инструкция по проведению противоаварийных мероприятий и обеспечено проведение противоаварийных тренировок во всех субъектах РФ.
Текущий отопительный сезон еще продолжается, но уже сейчас видно, что такой системный подход уже начал давать свои фрукты. Осенне-зимний период этого сезона прошел более безмятежно, чем предыдущий. Который раз года в области теплоснабжения и пылкого водоснабжения зафиксировано на 14,4% меньше аварийных ситуаций, чем за подобный период минувшего года, а благодаря оперативным действиям ответственных служб данные инциденты своевременно устранены. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция к снижению на 4% среднего времени проведения восстановительных работ на инженерных сетях и производственных объектах коммунальной инфраструктуры.