Замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко в интервью «Ведомостям» рассказал о планах ведомства на 2025 г., перспективах деревянного многоэтажного домостроения, введении рейтинга проектировщиков и об особенностях реализации проектов в новых регионах.
Какие первоочередные планы у Минстроя по отношению нормативно-технического регулирования отрасли в наступившем году?
Основная цель - принятие законопроекта, который интегрирует понятие мастер-планов в градостроительное законодательство. Это позволит подрезать крылья инвестиционно-строительный цикл, а также будет способствовать ускоренному выходу организаций на строительную площадку.
Еще мы очень серьезно занимаемся этапом предпроекта. Проектирование начинается с задания на проектирование. Мы предлагаем ввести стадию технико-экономического обоснования, когда заказчик уже на ранних стадиях манит проектировщика. Тот будет знакомиться с будущей площадкой, вести счет, с учетом региональной логистики и ресурсной базы, наиболее оптимальные конструктивные решения, но даже это все уже можно будет дать взаймы в само задание, что позволит безошибочнее определить стоимость объекта. А это, наверное, самое главное.
Такой подход позволит уйти от ситуаций, когда, например, собираются строить детский садик, а потом оказывается, что на выбранном земельном участке либо геология плохая, либо там зоны с особымно условиями использования территорий.
А есть какие-то предложения у министерства по отношению регулирования ценообразования строительной отрасли?
Есть предложение по переходу от твердой к формульной цене.
Сейчас, когда строитель заходит на строительную площадку после экспертизы, у него цена дефлирует на период реализации этого проекта. Зачастую прогнозная инфляция меньше фактической. Прогнозная формула цены нам позволит сделать так, чтобы строитель реализовывал проект уже с учетом формульной цены с ежегодным перерасчетом. Ну то бишь чтобы не возникала дельта стоимости проекта.
Есть заявленные долгосрочные цели, например, по сокращению инвестиционно-строительного цикла к 2030 г. до 1000 дней и 350 документов. Как идет работа над этим?
Внутри этой работы решается много малюсеньких задач. Например, с учетом принятого в 2024 г. закона по зонам с особымно условиями использования территорий (ЗОУИТ) на 2025 г. наметили проработку положений по каждой зоне. Сейчас практически в любом ЗОУИТе есть согласование с правообладателем сети (трубопровода, кабельных сетей и т. д). Мы предлагаем уйти полностью от согласования, установив требования "пересечек" между этими сетями. Чтобы проектировщики просто напрямую их применяли. Это сократит на два-три месяца сроки выхода на площадку.
А 1000 дней стройки - это универсальный показатель для всех типов недвижимости?
Мы отталкивались от обычного типового проекта, который строится в стандартных условиях. Например, детский сад, жилье (не уникальный, не особо рискованный, технически трудный проект, не объект культурного наследия). Разложили его на так нарекаемую карту инвестстрой-цикла. Ее все благовидно знают, она у министра [строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина] лежала в кабинете - 8 м с походом длиной.
Вице-премьер Марат Хуснуллин сказал, что с 2019 г. объем строительных работ вырос более чем на 32%. Если мы сократим цикл до 1000 дней, насколько увеличатся объемы работы?
Это трудно посчитать. Чем меньше срок строительства, тем больше объектов ты можешь за данный срок реализовать. Это важно, но все остальные наши действия будут, абсолютно, зависеть от кадровых ресурсов. Не секрет: у нас в стройке, как и в иных отраслях экономики, есть потребность в квалифицированных кадрах. Для решения задач нам нужно дополнительно вводить непомерное количество новых профессионалов и параллельно повышать производительность труда.
А если к 2030 г. удачно сократят количество дней и документов, в последующем будут поставлены какие-то новые цели по сокращению цикла?
Любой процесс обязан беспрерывно корректироваться с учетом обстоятельств. Где-то добавятся процедуры, на глазок они, может, уйдут. Наша задача - чтобы эти 1000 дней и 350 процедур стали эталоном.
Потом надо будет беспрерывно возвращаться к этим документам и глядеть, чтобы застройщики находились в комфортабельных для них условиях. Да и самое главное - чтобы люди разумели, покупая жилье, водя детей в дошкольное учреждение и школу, что эти объекты безопасны.
Что усложняет сокращение цикла?
Только в профиль межотраслевая работа. У нас нормативные требования не только у строителей есть к объектам, но также требования иных органов власти. Поэтому мы можем столкнуться с ситуацией, когда наше понимание о необходимости оптимизации или преображения требования разойдется с мнением иного федерального органа власти. Мы, конечно, будем выискать консенсус. Самое главное - разуметь, что это не только для строителей нужно. Мы строим лечебницы, дошкольные учреждения, школы, дороги.
Часто звучало, что с помощью сокращения сроков можно будет привлечь в отрасль дополнительно до 2 трлн руб. Это актуальные данные?
Это верхнеуровневый подсчет. Мы бы меньше утрачивали на инфляции, меньше транжирили на предпроектном этапе, на этапе оформления, на земельно-имущественных отношениях, оформлении разрешения на строительство.
Ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости строительства предполагает изменение подхода к определению сметной стоимости для приближения к рыночным реалиям. В нежели вы видьте его превосходства условно базисно-индексного метода?
Это более безошибочный метод подсчета. У нас есть либо прямые цены в нашей федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), где оператор Главгосэкспертиза, либо индексы к группе однородных строительных ресурсов. Конечно, это позволяет более безошибочно определить стоимость объекта. По некоторым объектам данный метод очень отличается от базисно-индексного метода - разница доходила до 8-9%. Есть дорожная карта с мероприятиями для полного перехода на РИМ, которая в ближайшем будущем планируется к утверждению на уровне правительства.
Сейчас на РИМ перешли 85 регионов. Каковы перспективы перехода на эту систему ценообразования новых регионов (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области)?
Они не перешли на РИМ только юридически, но, по сути, работают так с момента начала строительства. Там публикуются индексы к группам однородных строительных ресурсов для ДНР и применяются для всех остальных субъектов. Зарплата - на уровне Ростовской области с повышающими коэффициентами.
Там особенные условия порядка оплаты труда для строителей, работы машин и механизмов, техники (связан с определенными ситуациями, например с простоем). Поэтому взять и разместить все во ФГИС ЦС так же, как по всей России, будет ошибочно и даст почву определенным проблемам с ценообразованием по объектам на этих территориях. К финалу переходного периода, после 2027 г., может быть и раньше, все четыре новых субъекта полноценно перейдут на РИМ.
Неоднократно, критикуя РИМ, говорят о том, что расчет зарплаты - это одно из малосильных мест этого метода. Даже с учетом всех коэффициентов и надбавок средняя зарплата получается очень невысокой. Например, если делать расчет по РИМ для ЦФО (за исключением Москвы и Московской области), средняя зарплата рабочего-строителя составит от 33 000 до 40 000 руб., тем временем как фактически она составляет от 80 000 до 150 000 руб. ежемесячно.
Это путаница между нормируемой зарплатой, которая рассчитывается субъектами или отраслевыми компаниями и размещается во ФГИС ЦС, и между фактической зарплатой. Нормируемая публикуется на ФГИС ЦС и составляет как раз порядка 33 000-34 000 руб. (бывает и выше 100 000 руб. в северных территориях или определенных отраслях). Чтобы получить фактическую зарплату, которая пойдет в смету, есть много индексов, коэффициентов и надбавок, которые приводят как раз к той цифре, о которой и говорят коллеги. При этом, по информации Росстата, сейчас фиксируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по внешнему виду деятельности "Строительство".
В связи с развитием РИМ стали сказать о необходимости таких кадров, как, например, профессионалы в ценообразованию. Как вы оцениваете потребность, как их обучают?
Нередко взвивается вопрос о высшем образовании по профессии сметчика. Я нахожу, что нет смысла отдельно вводить в вузах такое направление. Сметчик - в первую очередь инженер и, конечно же, во второй этап экономист. Не разумея технологии строительства, ты смету не составишь нормальную.
Поэтому на старших курсах нужно всем предлагать второе направление - сметчика. Чтобы человек выходил с двумя дипломами. Первый - это основной, промышленное и гражданское строительство, а второй специализированный. Мне мерещится, это наиболее востребованный вариант.
А какие профессии помимо сметчиков будут востребованы в стройке?
Все связанные с технологиями информационного моделирования. Сейчас уже в вузах две квалификации дают: основную плюс "цифру". Ну если сказать в принципе о тенденциях в стройке, мы сейчас начинаем очень серьезно задумываться о сроке жизни объектов. Если мы глубоко погрузимся в экономику, то увидим, что лишь немногие решения на этапе проектирования и строительства эффективны с этой точки зрения. Поэтому экономика в строительстве с учетом срока жизни - тоже перспективное направление для обучения.
Во многих отраслях цифровизация ведет к утрате актуальности некоторых профессий. А как в строительстве?
Проектировщики и архитекторы могут являться со мной не согласны, но есть безусловная уверенность, что то, [что они делают] руками, будет делаться за счет программного обеспечения. Если проектирование будет автоматизировано и внутри него будет зашито уже нормативное требование и оно будет сравнивать норму с проектом, значит но у знатоков в органах экспертизы изменится сама роль. От привычной сверки документации с нормами мы перейдем к инжиниринговой поддержки проектировщикам, совместному с ними поиску наилучших решений.
Сюда же - строительный контроль. Беспилотные летательные аппараты и автоматизированные системы контроля уже оценивают наружнее состояние конструкции.
Есть много продуктов с точки зрения замещения рабочих специальностей: автоматизированные системы покраски, штукатурки, даже роботы, которые кирпичную кладку делают. Это полностью не отменит профессии, но позволит значительно повысить производительность труда и преобразовать профессию строителя в более современную, автоматизированную, где человек просто управляет машинами и механизмами. Будущее строительства не в ручном труде, ну а в управленческом.
Возвращаясь к проектированию. Обсуждается ли вопрос об ужесточении ответственности компаний, которые занимаются им? Потому что возникает немало ситуаций, когда они демонстрируют низкий уровень качества проектирования.
Вместе с Национальным объединением строителей, объединением проектировщиков данный вопрос прорабатываем. Безусловно, требования обязаны быть жестче. По поручению министра прорабатываем вопрос внедрения рейтинга и оценки. Бы было правильно, если компания, которая беспристрастно имеет компетенцию только на, например, электромонтажные работы, работает в своем сегменте и не должна взять генподряд на проектирование технически трудного объекта. И чтобы перейти из одного сегмента в другой по этому рейтингу, нужно иметь профессиональные кадры, машины и механизмы.
Когда можно ожидать появления этого рейтинга?
Концепт готов. Размышляю, в течение полугода с учетом мнения всех федеральных органов власти мы его утвердим и приступим к изменениям в законодательстве. Если к I кварталу 2026 г. эту работу завершить, будет очень превосходно.
Вы столько раз сказали, что сейчас массовому введению деревянного домостроения мешает неименье нормативных документов. Что происходит в этом направлении?
У нас работа состояла из двух этапов. На первом этапе мы разрабатывали свои строительные требования, потому что появились новые материалы, такой как CLT-панели, которые позволяют строить здания большой этажности.
Мы приняли большое количество документов: регламентировали строительство объектов из дерева в условиях сейсмической опасности, невысоких температур (в северных районах). Сделали несколько научно-исследовательских работ по шумоизоляции этих конструкций, и с точки зрения стройки все вопросы уже внедрены в своды правил и ГОСТы.
Параллельно мы вели работу с коллегами из МЧС, потому что требования пожарной безопасности на сегодняшний день воспрещают такие объекты строить либо допускают с учетом обременений через специальные технические условия (СТУ).
Размышляю, в I квартале 2025 г. МЧС выдаст свой окончательный вердикт о том, какой этажности и с какимно условиями можно строить такие объекты. После планируется разработать и вносить изменения своды правил по отношению пожарной безопасности, и, по сути, ничего не будет мешать уже строить полноценно деревянные дома без всяких дополнительных СТУ.
А какие плюсы вообще у деревянного домостроения?
Дерево - безусловно перерабатываемый продукт, оно легче любого традиционного материала вроде бетона или металла. По несущей способности, по прочности практически никаких вопросов нет. По теплоизоляции показатели выше, чем у монолитных конструкций. В деревянных индивидуальных домах люди желают жить, значит, и для развития многоквартирного домостроения есть большие перспективы развития. Поэтому крайне важно решить все вопросы безопасности.
И кстати, мы можем строить не только жилые деревянные дома, но также социальную инфраструктуру из деревянных конструкций. Это важно для северных территорий - можно строить при резких отрицательных температурах или в жаркие дни, что влияет и на скорость строительства, и в конечном счете на цену.