Представленная в приложении «Госуслуги Дом» и на портале ГИС ЖКХ достоверная информация о начислениях, датах поверки счетчиков, а также корректные данные об управляющих организациях, способствуют снижению количества мошеннических действий, в том числе при совершении гражданами платежей за ЖКУ. Таким образом, цифровизация сферы жилищно-коммунального хозяйства в России повышает безопасность граждан в глобальной сети интернет. Мобильное приложение «Госуслуги Дом» внедряется Минстроем России и Минцифры России, оно работает на базе ГИС ЖКХ – информационной системы, соединяющей всю достоверную информацию о ЖКХ непосредственно от подрядчиков.
«Мы создаем условия для увеличения прозрачности всей отрасли ЖКХ и постепенно переводим граждан России в культуру общения через «цифру». С моментальным доступом к достоверной информации жильцам очень легко сберегать бдительность, так как они всегда могут перепроверить наличие счетов, связаться со своей управляющей или ресурсоснабжающей организацией, сравнить реквизиты, обозначенные в квитанции и в Системе до совершения платежа. Мы активно внедряем приложение «Госуслуги Дом», чтобы каждый обитатель страны быть принятым к решению всех вопросов ЖКХ прямо в своем смартфоне без необходимости отыскивать сторонние решения. Также благодаря приложению повышается ЖКХ-грамотность обитателей, что помогает защититься от мошеннических действий», - рассказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик.
Мошенники в попытке завладеть средствами человека, персональными данными его аккаунта и доступом в приложение, используют четыре достаточно распространенных способа обмана. Ими подделываются печатные квитанции за жилищно-коммунальные услуги, которые распространяются через почтовые ящики в многоквартирных домах. Другой способ – ложные объявления о создании нового домового чата с QR-кодами. При попытке жителя вступить в такой чат мошенники получают доступ к аккаунту пользователя в мессенджере, а далее используют его для обмана иных людей. Нередко мошенники пытаются попасть в квартиру, представляясь сотрудниками коммунальных служб и настаивая на спешном проведении поверки и техническом осмотре коммунальных сетей. Также среди наиболее популярных способы телефонного и онлайн-мошенничества, когда преступники маскируясь под управляющих организаций предлагают обитателям перейти по ссылке, установить приложение или открыть документ.
Вреда от мошеннических действий в области ЖКХ реально избежать, если проверять информацию в достоверных очагах – на портале ГИС ЖКХ или в приложении «Госуслуги Дом». Данные внутри них, которые отраслевые организации должны вносить в соответствии с действующим законодательством, являются наиболее безошибочными. При получении подозрительной квитанции стоит перепроверить начисления и реквизиты в приложении «Госуслуги Дом» прямо в своем смартфоне. Внутри него же отображается дата поверки счетчиков. Из приложения также можно перейти в официальный чат дома, где общаются только собственники квартир. Посторонние лица не в состоянии получить доступ к такому чату. На портале ГИС ЖКХ можно найти данные о деятельности своей управляющей или ресурсоснабжающей организации. Таким образом, можно перепроверить информацию, если незнакомые лица маскируясь под сотрудников ЖКХ пытаются попасть в квартиру, предлагают скачать неизвестного автора файл или перейти по ссылке.
Цифровое решение развивает АО «Оператор информационной системы» при поддержке Минстроя и Минцифры России. Приложение доступно для скачивания в RuStore, AppStore, Google Play и AppGallery.