Об итогах нормативно-технического и правового регулирования строительной деятельности в 2024 году и о главных задачах на этот год рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко на январском вебинаре Главгосэкспертизы России.
«Выход на автоматизированные режимы работы и ускорение сроков строительства остается приоритетной задачей совершенствования регуляторных механизмов для достижения показателей, обозначенных в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» и Стратегии развития отрасли до 2030 года», – подчеркнул Сергей Музыченко, объясняя принятые нововведения и цели последующей нормативной работы.
Ее основным итогом в 2024 году стали 2 Федеральных закона, 14 постановлений Правительства РФ и 16 указов Минстроя России. Одно из ключевых изменений – норма федерального закона от 8 августа 2024 года, которая допускает возможность в отдельных сегментах строительства обойтись без подготовки рабочей документации и выполнить проектирование объектов в некую стадию. Отмена дублирования стадий «Р» и «П» станет дополнительным фундаментом для сокращения времени и финансовых затрат при строительстве инженерных сетей и коммуникаций, а также для объектов, по которым не требуется проведение экспертизы.
На оптимизацию затрат и сроков строительства также направлены поправки в Градостроительном кодексе, принятые федеральным законом № 261-ФЗ от 8 августа 2024 года. Они позволяют делать лучше систему подготовки типовой проектной документации без привязки к земельному участку. Сергей Музыченко рассказал, что данная инициатива довольно долго разрабатывалась, но итого было решено и подписано, которое станет важным прибором для проектировщиков, в том числе для типизации решений при создании информационных моделей. Он также отметил, что работа по развитию института типового проектирования продолжится и в 2025 году. В частности, предлагается сделать применение типовой проектной документации обязательным для объектов социальной сферы. Такая норма разрабатывается и будет включена в проект постановления Правительства РФ.
Замминистра также досконально прокомментировал иные законодательные инициативы, в том числе подготовленные при участии Главгосэкспертизы России, например, новые механизмы управления технико-экономическими параметрами, сроками и стоимостью объектов.
«Мы наблюдаем много случаев, когда некорректность расчетов технических и стоимостных параметров на начальной стадии приводят к изменениям и удорожанию проектов, а нередко – и к переносу сроков строительства. Поэтому предлагается сместить процесс проектирования, начав его с разработки ТЭПов, как было это в советское время. Мы видим в этом большую перспективу с помощью бесшовного внедрения этой стадии в инвестиционно-строительный цикл», – подчеркнул Сергей Музыченко. Кроме того, для трудных объектов разработка ТЭПов и внедрение технико-экономического обоснования начальной стадии проектирования обязана стать обязательной. Это поможет в формировании перечня таких объектов.
Замминистра обратил внимание участников вебинара на новый калькулятор укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), который разрабатывает сегодня Главгосэкспертиза России как один из приборов управления стоимостью. Он позволит автоматизировать процессы применения НЦС и самым что ни на есть исключить оплошности заказчиков а при планировании инвестиций в области определения предполагаемой стоимости, а при расчете начальной максимальной цены договора (НМЦК) «под ключ», когда предметом договора является единовременно проектирование и строительство.
Анонсируя иные меры помощи заказчиков в области ценообразования, которые находятся сегодня в исследовании, Сергей Музыченко отметил необходимость внедрения ускоренного воздаянья налога на добавленную стоимость (НДС), когда поставщики, получив аванс, сразу принуждены перечислить НДС с аванса в бюджет, формульной цены контракта. Это позволит эластично управлять ценой договора с учетом актуальных показателей инфляции.
В целом для совершенствования системы ценообразования и нормативно-правового регулирования в строительной отрасли разработано несколько комплексных планов мероприятий, содержащих более 30 мер. В частности, одной из главных задач Минстроя России на ближайшую перспективу станет внедрение государственного рейтинга подрядных организаций. Внедрение такого рейтинга на российском строительном рынке позволит беспристрастно оценивать состояние поставщиков до участия в тендерах.
Вторую часть вебинара провели эксперты Главгосэкспертизы России. Они разъяснили принципы работы с новыми XML-схемами, включая сервисы для их подготовки и загрузки на экспертизу. О машиночитаемом формате задания на проектирование рассказали представители Центра цифровой информации Александр Перепелица и Даниил Державский. В свою очередь, представители блока ценообразования Леонид Дюкарев и Илья Мартынов разъяснили нюансы работы с машиночитаемым форматом ведомостей объема работ (ВОР) и продемонстрировали бесплатный модуль на базе сервиса Комплексной проверки сметных расчетов.