Совершенно очевидно, что ни одна машина в современном мире не может выполнять свое прямое предназначение без колес. А ни одно колесо, в свою очередь, не может продуктивно существовать без автомобильной шины. Ведь именно она является связующим звеном между автомобилем и дорожным покрытием, поглощая колебания от неровности дороги и компенсируя погрешности траектории колес. Шина устанавливается на обод диска колеса и представляет собой резино-металло-тканевую упругую оболочку.
Самыми подходящими шинами для езды на твердом и сухом покрытии являются шины без протектора, так называемые «слики». Ведь они обеспечивают максимальную площадь сцепления с дорожным покрытием. Вот только большинство автомобилистов редко оказываются в условиях идеального дорожного покрытия, тем более что, как известно, вторая беда нашей страны – это дороги. Так что «слики» используются лишь в автогонках. На всех обычных машинах применяются шины с протектором, который обеспечивает максимально безопасное и спокойное движение автомобиля по различным дорожным покрытиям. Основной функцией рисунка протектора является удаление воды из пятна контакта. При определенной скорости на мокрой дороге гладкая шина теряет сцепление с дорожным покрытием, возникает явление аквапланирования. Колесо просто не успевает отводить воду из пятна контакта, машина практически полностью теряет управление. Именно поэтому не стоит экспериментировать с безопасностью, используя автомобиль при значительном износе шин.
В данной статье мы предлагаем Вам рассмотреть основные типы рисунков протектора шин:
Симметричный ненаправленный рисунок протектора получил наибольшее распространение за счет таких характеристик, как пониженный шумовой уровень и хорошая степень комфортности езды. По большей части такие шины являются достаточно бюджетными и зачастую устанавливаются заводом-производителем при стандартной комплектации. Предназначены для размеренной езды и при монтаже возможна установка любой стороной, т.к. не имеют определенного направления вращения.
Асимметричный ненаправленный рисунок протектора, когда одна часть рисунка отличается от другой, сочетая в себе качества обычных и противодождевых шин. При установке шин с таким протектором необходимо учитывать наличие внешней и внутренней стороны. При неправильной установке на большой скорости управляемость машины резко падает, при обычной езде Вы спокойно можете добраться до пункта назначения и уже там поменять шины местами. Обычно производитель наносит маркировку сторон: INNER (внутренняя) и OUTER (внешняя). Подобный протектор позволяет придать автомобилю наибольшую управляемость при нагрузках на мокром дорожном покрытии.
Симметричный направленный рисунок протектора часто встречаемый, обеспечивает высокую степень водоотвода от дорожного пятна. На сухом покрытии позволяют создать высокую курсовую и поперечную устойчивость, обладая быстрой реакцией. При монтаже необходимо брать в расчет наличие направления вращения протектора шин. Обычно производитель указывает его на боковине стрелкой и надписью «ROTATION». Данный вид шин наиболее приемлем для высокоскоростной спортивной езды.
Асимметричный направленный рисунок протектора. При установке стоит учитывать как направленность, так и зачастую наличие внешней и внутренней стороны. Производитель указывает маркировку стрелкой и надписями INNER (внутренняя) и OUTER (внешняя). Объединяют и высокие качества водоотвода направленных шин, и максимальную степень управляемости ассиметричных.
Стоит также отметить, что существуют шины повышенной проходимости, протектор которых гораздо глубже, чем у обычных дорожных шин. Они обладают высоким и редким рисунком, обеспечивая функцию самоочистки и надежного сцепления с мягким грунтом. Иногда имеют грунтозацепы в виде елочки по бокам шин. В связи с малым пятном контакта с дорожным покрытием не стоит использовать подобные шины в обычных городских условиях, т.к. управляемость машины значительно падает. Также существуют специальные шины низкого давления (пневматики), предназначенные для эксплуатации на песке или в условиях глубокого снега. За счет малого давления в шинах, низкой прочности для снижения веса и больших размеров обеспечивают максимальное снижение уровня давления на покрытие. Использовать пневматики в городских условиях также не рекомендуется из-за малой прочности на прокол острыми предметами и высокой степени износа.
Подводя итог, стоит сказать, что выбирая шины необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя и условия эксплуатации в каждом конкретном случае.